Психологические основы интернет-безопасности

Социум коммуникативен по своей природе. Технологии вообще, и коммуникационные технологии в том числе, являются «продолжением» и «расширением» человеческих органов и психики. Среда Интернета – это не только и не столько взаимосвязанные компьютеры, и компьютерные сети, сколько взаимосвязанные и активно действующие в этой среде люди вместе с продуктами их активности.

Безопасность – фундаментальная человеческая потребность, согласно иерархии Маслоу. Это не то, чего хочется, это, без чего жить невозможно. Информационно-психологическая безопасность детей – это состояние защищенности детей, в котором минимизирован риск причинения психологического вреда здоровью детей, их духовному, нравственному, физическому и психическому развитию. Информационно- психологическая безопасность – часть общей психологической безопасности образовательной среды.

В то же время к числу негативных маркеров Интернета можно смело отнести интернет – зависимость; компьютерную тревожность, доходящую до тяжелых стрессов; технократизацию мышления, хакерство, кибер-этику с засилием педофилии, порнографии, сексуальных домогательств, обмана.

С психологической точки зрения, человеческая активность в Интернете подчинена удовлетворению трех основных видов потребностей: коммуникативной, познавательной и игровой. При этом процесс обеспечения информационной безопасности основывается на умениях учащегося увидеть и нейтрализовать угрозу, исходящую от информационного воздействия.

Целесообразно формировать информационную безопасность, используя категории нравственных ценностей и норм, активизировать собственные внутренние силы ребенка по самоусовершенствованию. То есть, ребенок должен уметь критически мыслить. Это умение может приобретаться стихийно или в процессе целенаправленного обучения. Последовательному формированию у школьников самостоятельного критического мышления, базовым умениям работы с информацией необходимо обучать учащихся, начиная с начальной школы (уметь выделять главную мысль в тексте, сделать вывод, дать оценку событию и т.д.).

Поэтому, особенно по отношению к школьникам, важнейшим фактором информационно-психологической безопасности является развитие когнитивных процессов: внимания, памяти, мышления.

Полностью защитить детей от негативной информации невозможно, и технически в том числе. Но можно воспитать информационную культуру, неприятие сомнительной, неприличной, агрессивной информации.

Проанализировав рекомендации, которые даются педагогам, детям, родителям, можно разделить их на 2 части: поведенческие и когнитивные. Поведенческие – направлены на регуляции поведения человека в сети интернет. А когнитивные – на анализ поступающей информации, развитие восприятия, внимания и памяти.

А теперь самое главное! Школьники часами готовы сидеть у компьютера, занимаясь не только образовательными задачами, они решают все свои проблемы он-лайн самостоятельно или с друзьями (реальными или виртуальными), ждут с замиранием сердца ответы на свои вопросы от чужих людей, раскрываются перед всем миром, ожидая помощи или поддержки. Почему? Да потому, что в реальности некому довериться, посоветоваться, получить все то, о чем я только что сказала. Там тебя принимают, готовы выслушать, а дома всем некогда, неинтересно, твои проблемы так малозначимы или даже смешны, да и тайну доверить страшно, кто знает как отреагируют близкие. Конечно, кружки дорогие, возить-водить некому и некогда, школа и учителя теряют свой статус, поэтому все меньше конструктивного взаимодействия между родителями и школой и много других причин. А может подростку просто не хочется всего этого. Потому что голова занята другим – найти ответы на вопросы:

– почему равнодушны, почему неинтересен, неужели так плох, что можно не любить? – если они не любят, тогда кто сможет полюбить?

– интересно, они заметят, если я исчезну? А может всем станет лучше, ведь говорят, что со мной столько проблем?

– я хоть кому-то в этой жизни нужен? А если нет?

Так тоже бывает и достаточно часто. Поэтому ограждать детей от чего бы то ни было нужно, важно и говорить об этом необходимо, но прежде стоит набраться смелости родителям и задать ребенку вопрос: «Что я делаю не так, почему компьютеру ты доверяешь больше?». И вспомнить о том, что все мы рождаемся для любви и всю жизнь к ней стремимся. Потому что это тоже потребность.

Нестерова Т.А.