Городской онлайн-педсовет: не надо прикидываться 20.04.2021

Каким должен быть учитель, чтобы быть интересным современным ученикам? Эту архиактуальную тему сообщество учителей московских школ обсуждало вместе с известным государственным и культурным деятелем Михаилом Ефимовичем Швыдким на онлайн-педсовете 16 апреля.

Первое, что сказал М.Е. Швыдкой учителям, что у него нет ответа на этот вопрос.

- Я просто не знаю, каким я должен быть, чтобы быть интересным своим студентам. Не знаю! – отметил Михаил Ефимович. – Соцсетями я не пользуюсь, в преподавательской работе продолжаю писать на бумажках: как повелось у меня с 1968 года. Потребности в гаджетах у меня нет (наблюдая жизнь живьем, получаешь больше информации). А детям тем временем просто не хватает нормального человеческого тепла, внимания. Мы скользим по поверхности информации, нам некогда посмотреть друг на друга. Если играть с детьми (учениками) в гаджеты, то этим их внимание не захватишь.

От школы № 1173 в педсовете приняла участие учитель биологии Инна Леонидовна Кравцова. Она поделилась своими впечатлениями:

- Благодарна за возможность посетить педсовет. Мне было интересно услышать мнение учителей и Михаила Ефимовича Швыдкого по многим вопросам. Он сравнивал учителя советского периода и современного. Современному учителю работать сложнее, так как приходится находиться в условиях избытка информации, постоянного реформирования системы образования. И при этом учитель должен быть компетентным во всех новшествах, быть личностью, притягивающей к себе детей, ориентиром для будущих поколений. В процессе беседы Михаилу Ефимовичу задавались вопросы. Он отвечал и завязался диалог с аудиторией. Вопросы были самые разные.

Должен ли учитель использовать сленг учеников в общении с ними, как, по его мнению, должен быть одет учитель, как воспитывать в условиях избытка информации, как отвлечь детей от соцсетей и привить интерес и любовь к книге; нужна ли корпоративная этика и др.

И тема, которая прослеживалась на протяжении всей беседы - как оградить детей от негативной информации в социальных сетях? Мне понравился ответ М.Е. Швыдкого: оградить (запретить) здесь не работает, главная задача - научить детей отличать добро и зло, и дать детям душевное тепло - то, чего им не хватает. Учителю следует соблюдать баланс при использовании технических и идеологических инструментов.

Современные дети учатся жить в современном мире и понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Таково будущее учителей и школы.

Полезные советы (лайфхаки) учителям от М.Е. Швыдкого:

- с учениками не надо заигрывать и прикидываться «своим», пытаясь разговаривать на их языке;

- учеников не надо бояться;

- всегда помните: вы детям потрясающе интересны как личность, которая ведет за собой. Вы – центр притяжения детей сами по себе, уже потому, что вы – учитель; всегда помните: дети хотят участливого слова и тепла;

- детей надо учить адаптироваться к жизненным переменам;

- важно научить русских детей понимать культуру детей, прибывших в Россию из других стран.