Учебный день в музее

Ответственный за реализацию проекта «Учебный день в музее» в ГБОУ Школа № 1173 – Сысоева Наталья Викторовна, заместитель директора

Контактный телефон: 8-903-235-09-31

Проект «Учебный день в музее» стартовал с декабря 2017 года.

Наша образовательная организация участвует в проекте с декабря 2018 года.

Межведомственный образовательный проект «Урок в музее» реализуется ГБУК города Москвы Московский центр музейного развития» и ГБОУ «Городской методический центр Департамента образования города Москвы».

Проект направлен на создание единого образовательного пространства школы и музея, на преодоление разобщенности образовательной деятельности школы и музея в рамках мегаполиса. Потенциал московских музеев необычайно важен для образовательных и воспитательных задач на всех уровнях образования, начиная от дошкольного отделения и заканчивая старшей профильной школой.

В московских музеях детям предлагаются многообразные циклы интересных занятий. В настоящее время сложилась уникальная ситуация: образовательная реформа и новые Федеральные государственные образовательные стандарты четко определили направление государственного заказа, связанного с вызовами времени.

Сегодня учитель так организует учебную деятельность школьников, чтобы она была связана с жизнью, и включает в нее занятия на природе, в городской среде, в библиотеке, в театре и, конечно, в музеях. Таким образом, школа и музей получили возможность объединить свои усилия не только в дополнительном, но и в основном образовании детей для достижения синергетического эффекта. Специалисты московского Городского методического центра создали педагогический конструктор, который в структурной модельной форме дает учителю определенный модуль для построения музейного урока своими силами. В музейной сети появляется тип историко-бытовых музеев, призванный документировать быт и образ жизни различных слоев населения. В эту сеть вошли музеи-усадьбы, музеи-монастыри, музеи-особняки, музеи крестьянского быта и т.д.

Музейные занятия со школьниками проводятся как учителями школы, так и сотрудниками музеев. Музейные уроки уникальны, носят яркий эмоциональный характер, являются источником для формирования собственного инновационного творческого багажа учителя.
Уроки в музеях играют важнейшую роль в социализации учащихся, формировании культурного мировоззрения. Они не только возбуждают любопытство и привлекают внимание школьника к предмету, но и заставляют задуматься, побуждают искать свои собственные ответы и самостоятельно формулировать выводы на основе собранной в музее информации, поскольку ответы на них нельзя найти в учебнике.

В подготовке и проведении «Уроков в музее» учитель может отказаться от экскурсионного подхода, минимизирует презентацию информации посредством монолога. При системно-деятельностном подходе, который лежит в основе урока, школьнику необходимо четко осознавать: для чего он совершает определенное интерактивное действие, как обогатится его жизненный опыт, где и когда он сможет его применить. Моделируя проблемные и поисковые ситуации, музейные учителя используют методические приемы:

• знакомят с различными точками зрения на один и тот же вопрос;

• предлагают рассмотреть явление с различных (ролевых) позиций;

• подводят учащихся к противоречию и побуждать их самим найти способ его разрешения;

• побуждают делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

• предлагают проблемные задания.

Проект «Учебный день в музее» дает уникальную возможность учителям проводить уроки в экспозициях столичных музеев, используя универсальный конструктор учебных материалов https://museumday.mosmetod.ru/;

https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/uchebni-den-v-muzee.html;

https://www.mos.ru/city/projects/museums/lesson/

«Учебный день в музее» - это не просто уроки, а яркие события, позволяющие устанавливать межпредметные связи и развивать метапредметные навыки обучающихся.

По отзывам учителей и обучающихся, уроки в музеях делают сухие факты эмоционально окрашенными, дают возможность показать как знания используются на практике, помогают получить навыки самостоятельных исследований.

Уроки проходили в деятельности обучающихся. Такой прием работы поднимает эмоциональный настрой, развивает интерес обучающихся к поиску информации, анализу, подбору. «Учебный день в музее» носит и воспитательный характер – это уважение к культурному наследию нашего народа.

Итоги 2018-2019 учебного года

Дата

Класс

Тема

Название музея

18.12.2018

11 В

Урок по астрономии «Московское небо»

Московский Планетарий

10.01.2019

9 В

День в музее по предметам английский язык, химия, история

Тема «История фарфора»

Усадьба Кусково

18.01.2019

8 Б

Живопись и архитектура России и Европы XVIII века.

Усадьба Кусково

06.02.2019

9 Г

Утро космической эры.

Мемориальный музей Космонавтики

07.02.2019

7 Б

Птицы Царицынского парка зимой.

Царицыно

14.02.2019

6 Д

Русская дворянская усадьба.

Музей им. А.С. Пушкина

24.05.2019

5 В

Питание, личная гигиена и тренажёры космонавтов.

Мемориальный музей Космонавтики

Документы:

Инструкция по проведению учебного дня в музеях г. Москвы

Приказ от 11 марта 2019 г. №151/ОД-77 «Об утверждении Правил бесплатного посещения обучающимися и сопровождающими их лицами музейных и выставочных экспозиций, размещенных в государственных учреждениях культуры города Москвы»

Музеи:

Мемориальный Музей космонавтики
ГБУК г.Москвы "Государственный историко-архитектурный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно"
Музей-культурный центр "Интеграция" им. Н.А. Островского
ГБУК г. Москвы "Дом Гоголя"
Дом-музей Марины Цветаевой
Государственное учреждение культуры г. Москвы «Мемориальный музей А.Н. Скрябина»
Музей-усадьба Кусково
Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Коломенское"
Музей магистрального транспорта газа
Государственный музей А. С. Пушкина
Московский зоопарк
Государственный биологический музей им. К.А.Тимирязева
Государственный музей обороны Москвы
Государственный Дарвиновский музей